Header image
header image 2
 
скульптор-монументалист
 
 

РЕЦЕНЗИЯ



УЧАСТИЕ В СИМПОЗИУМАХ

2008 simposium
Симпозиум 2008, Россия, Пенза, "Чистые пруды".
Еще фотографии с симпозиума >

Перейти на сайт симпозиума >


Симпозиум 2009, Россия, Пенза, Чистые пруды
Перейти на сайт симпозиума >

 

 


 
 
 
Принято считать, что для художника необходимо иметь "свое лицо". И совсем непопулярно суждение, что художник призван обнаружить не свое лицо, а Лик Бытия. Ярко выраженная индивидуальность далеко не всегда имеет ту долю скромного обаяния, которое свойственно созерцателю тончайших отношений мира и бытопорядка.

 

Именно Не Свое Лицо имеет принцип соучастия, принцип сопричастия бытующей яви, оно без личностных вибраций форм и идей. Неиндивидуальное более объективно, а, значит, и более велико. Мне представляется, что самое сложное в искусстве - это обнаружить не себя, а жизнь.
 
Рассматривая творчество Романа Маневича, соприкасаешься с мудростью простого сопережитого изложения без насилия личностными определениями.
123
Самая неприметная, но самая сильная сторона творчества Романа Маневича реализовалась в таких его работах, как "Няня", "Юнона на стуле", "Медведь с рыбой".
 
Younona   putzfrau  
bear_with_fish
 
Надо понять феномен самобытности Р. Маневича, любящего крепкое ремесло, положительно земного мастерового ваятеля. На фоне бегущего в новые события времени, на фоне общественных потрясений, на фоне мелькающих идеологий он кажется скорее всего консерватором. Он не "левый" и "правый", он мало политизирован, он, похоже, верен единой линии в творчестве, характер которой - Естественность.
 
Его интерес, его любомудрие плотно облегает стан бытия. Не отступая от окружающей зримой данности, он полностью фигуративен, изобразителен, но реальность его объемов всегда вмещает энергию Духа: восторг, томление, скорбь, падение, ностальгия... В более поздних работах мастер подмешивает в краски мира иронические оценки, что, конечно, уже придает произведениям, кроме философской окраски, символические параметры, который, в свою очередь, требуют прочтения, дешифровки, другими словами - осмысления. Сложности, связанные с этой условной системой восприятия, вынуждают скульптора пересмотреть средства и формы выражения. На данном отрезке творческого пути Р.Маневичу предстоит еще найти оптимальный язык пластики для выражения двух противоположных начал - "естества" и "символа". Как заточить энергию духа в условные, холодные, безжизненные тела знаков? А, может быть, природа "идей" не нуждается в плоти и в духе?
 
Я желаю не терять творцу путеводной звезды, имя которой - искренность (внутренняя необходимость)

Людмила Маневич



ЩЕДРОСТЬ ТАЛАНТА
 
5/2007 - 51   Есть художники, чей творческий облик находится в полной гармонии с человеческими качествами, проявлениями характера и души. Именно таков Роман Маневич, талантливый скульптор, неистощимый в поисках тем, образов и средств их пластического воплощения.
 

Но не только своим искусством покоряет он многочисленных друзей и поклонников его таланта: доброта, открытость, готовность всегда прийти на помощь – вот далеко не полный перечень качеств, сделавших его душой и притягательным центром сообщества ганноверских художников, выходцев из стран постсоветского пространства. Не случайно именно он стал вдохновителем и неофициальным главой их первого объединения с символическим названием «Авось».

Выпускник Суриковского института Маневич приехал в Германию в 1994 году, будучи уже признанным мастером. Он неоднократно выставлялся в различных городах СССР, в том числе и в Москве. Его работы находятся в музеях и частных собраниях в России и Молдавии, Франции и Германии, Турции и Канаде. Вот как он сам вспоминает о своих первых шагах на немецкой земле.

- Приехав в Германию, я нивно надеялся, что буду сразу востребован как скульптор и смогу жить, продавая свои работы. Однако эти иллюзии очень скоро развеялись, и я понял, что при той огромной конкуренции, которая существует здесь на рынке изобразительного искусства, пробиться без серьезной поддержки, без знакомств с владельцами художественных галерей, да еще и без языка практически невозможно. К тому же к моменту моего приезда волна конъюктурного интереса к российскому авангарду, как и ко всему русскому, резко пошла на убыль. Сидеть на «социале» не хотелось, и я начал активно искать такую работу, где мог бы использовать свои профессиональные навыки. Начал я с кладбищ. Большинство из них имеют прекрасно оборудованные мастерские по производству памятников. Я обошел их все в Ганновере и везде получил отказ. Тогда я начал обзванивать фирмы, так или иначе связанные с камнем. И тут мне улыбнулась удача. Фирма «Kaufhold», занимающаяся реставрацией старых зданий, взяла меня каменотесом.

Мы восстанавливали или заменяли поврежденные участки стен, архитектурные детали, скульптуры. Работа была достаточно интересная, хотя и не легкая, и я горжусь тем, что внес свой вклад в обновление архитектурного облика Ганновера. Затем хозяин фирмы, узнав, что я профессиональный скульптор, и познакомившись с моими работами, решил использовать меня по прямому назначению. За ту же зарплату я начал делать скульптуры для его дома и виллы. Я проработал там больше года и после увольнения получил «престижный» статус «Arbeitslos».

Статус статусом, но Роману Маневичу очень хотелось продолжать творческую работу. И тут он узнает о существующей в Германии и других странах практике проведения так называемых симпозиумов для художников, работающих в различных жанрах изобразительного искусства. Участникам предоставляется бесплатное жилье и питание, а иногда и небольшая стипендия и, конечно, необходимые для работы материалы и помещения. Чтобы попасть на такой симпозиум, нужно пройти отбор, осуществляемый специальным жюри по присланным эскизам, рисункам, фотографиям работ, отзывам в прессе или просто предлагаемым идеям. Одну из работ, выполненных во время симпозиума, организаторы оставляют себе. Значение таких встреч для налаживания контактов, взаимного творческого обогащения трудно переоценить.

Для Романа это стало одной из основных форм творческой деятельности, наряду, конечно, с участием в выставках, на которых иногда удается что-то продать. Путь художника к успеху в условиях рыночной конкуренции и главенства моды отнюдь не усыпан розами. Чтобы обеспечить себе возможность заниматься творческой работой, приходится зачастую соглашаться на любые предложения, будь то изготовление надгробий или восковых фигур и даже реставрация зданий.

Создавая свои пластические композиции, Р. Маневич использует различные материалы: камень, бронзу, дерево. И все же любимым для него остается камень. «Я всегда, – говорит скульптор, – абсолютно искренне считал, что мне совершенно безразлично, в каком материале работать. Но вот сравнительно недавно мне посчастливилось посетить мастерские двух прекрасных скульпторов – «деревянщиков» В. Мошкова и А Лахно, и я сразу понял свое заблуждение.

На самом деле, дерево – это совершенно особый материал, диктующий свои законы и дающий художнику гораздо больше свободы. То, что можно сделать из дерева, недоступно никакому другому материалу. А я всегда работал с ним точно так же, как с камнем: брал глыбу и удалял все лишнее. И только после знакомства с работами этих мастеров я осознал, что мне все-таки ближе камень».

Творческим кредо мастера является содержательность произведения искусства. Будучи приверженным, в основном, фигуративной скульптуре, он не избегает и абстрактных форм, языка символов. Главное, чтобы пластический образ выражал мысль, идею.

На мой традиционный вопрос о ближайших творческих планах скульптор сообщил, что уже в мае он отправляется на очередной симпозиум во Францию. Там как раз в качестве материала организаторы предложили дерево, а темой избрали дуализм – филосовское понятие, выражающее равноправие двух начал – духа и материи. «Ну а после этого я поеду в мой любимый город Meppen, почти на самой границе с Голландией, где меня хорошо знают по проходившим здесь ранее симпозиумам. Я получил приглашение провести месячные курсы для скульпторов, работающих в камне. Это что-то вроде мастер-класса».

Добавлю к этому, что 5 мая состоится однодневная демонстрация работ Романа Маневича в помещении танцевально-театральной студии Т. Кетовой по адресу: Hannover, Gerhardstr. 13.

 
Дмитрий Вайншельбаум (Ганновер): Partner-Nord №51 5/2007
 
 
 
   

 
           
Хостинг от uCoz